Осторожно: «подстава»

13 апреля, 2017г. Комментировать »

Изображение к странице «Осторожно: «подстава»»Термин «подстава» на автодорогах вошел в жизнь российских автовладельцев недавно, но уже укоренился в сознании. Еще лет пять-семь назад это явление было малоизвестное, однако, в настоящее время «подстава» не является чем-то сказочным.

Фактически это одна из форм мошенничества. При этом мошенники занимаются весьма прибыльным бизнесом. Зачастую в сговоре не только водители, но и страховые агенты. Следует сказать, что раскрыть подобные схемы мошенничества довольно сложно. Анализ судебной практики позволяет утверждать, что очень редко «автоподставные» дела доходят до суда.

Способов «автоподстав» достаточно много.

В городах с многополосным движением наиболее распространенными являются подставы при перестроении из одного ряда в другой. Например, вы двигаетесь на своем автомобиле по крайней левой полосе. Преступники вычисляют жертву по манере езды, марке автомобиля, иногда внешности водителя-жертвы. Действуют преступники, как правило, в паре. Так вот, вы двигаетесь в крайнем левом ряду, неожиданно перед вами возникает медленно двигающийся автомобиль. Ваши световые и звуковые сигналы, требующие уступить дорогу, на него влияния не оказывают. Нервничая, вы начинаете маневр вправо, чтобы по правой полосе обогнать «тормоза». В это время автомобиль, двигающийся по правой полосе сзади, начинает ускорение и подставляет свой левый бок. У вас помеха справа, к тому же вы, совершая маневр, обязаны убедиться в его безопасности. Соответственно, виновником ДТП являетесь вы.

Другой пример – несоблюдение дистанции. Автомобиль, двигающийся впереди вас, намеренно замедляет скорость, препятствуя вашему движению. Вы начинаете нервничать, не соблюдаете установленный интервал – дистанцию, начинаете приближаться к автомобилю. В этот момент он резко тормозит, происходит столкновение. Виновным в ДТП признают вас. В 90 процентах случаев виновен водитель, двигающийся сзади.

Наиболее сложными при расследовании являются случаи «подстав», когда водители автомобилей находятся в сговоре. В таком случае автомобили подбираются, как правило, дорогие, ранее имевшие механические повреждения от другого ДТП. Сговорщики выезжают на место будущего ДТП, «просчитывают» его сценарий, место расположения автомобилей после инсценированного столкновения. Действия происходят с фиксацией на регистратор, а также в присутствии свидетелей, дающих показания, не противоречащие друг другу.

Цель «подставщиков» одна – получить деньги, причем немалые. Следует отметить, что это не только бич России, но и западных стран, в том числе Германии и Франции. По некоторым данным, во Франции автомошенники зарабатывают около 1,5 млрд евро в год, Канаде – 1,5-2 млрд долларов. Однако всех обошли мошенники из США, где работают более 500 страховых компаний, с суммой активов 41,8 трлн долларов. Автомошенники там зарабатывают до 100 млрд долларов в год. Однако эффективность работы правоохранительных органов этих стран в данной сфере значительно выше российских. Например, в Германии раскрывается от 7500 до 9000 уголовных дел в данной сфере. В России – 800.

В нашей стране неоднократно осуществлялись попытки пресекать подобный «бизнес» на законодательном уровне. Так, 15 марта 2017 года Госдумой принят во втором чтении законопроект «О приоритете ремонта автомобилей граждан над страховой выплатой по ОСАГО». Предполагается, что такое правило будет работать, когда вред причинен легковым автомобилям, которые зарегистрированы в России и являются собственностью граждан. Согласно проекту страховые компании будут по общему правилу организовывать и (или) оплачивать восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства (ТС). Документ содержит перечень исключительных случаев, когда страховая компания вместо ремонта будет выдавать страховую выплату. Среди них: полная гибель ТС, смерть потерпевшего, наличие между страховщиком и потерпевшим, – выгодоприобретателем письменного соглашения о выдаче страховой выплаты вместо ремонта.

Сейчас вред автомобилю возмещается либо путем ремонта, либо путем выдачи страховой выплаты. Если у страховщика заключен договор со станцией техобслуживания, способ возмещения выбирает потерпевший. Планируется, что ремонт, который требует по единой методике замены узлов и агрегатов, будет выполняться с использованием новых комплектующих изделий. Иное страховщик и потерпевший смогут определить в соглашении. По проекту будут установлены и требования к организации страховщиком восстановительного ремонта. Так, его срок составит не более 30 рабочих дней с даты, когда потерпевший представит ТС на станцию тех-
обслуживания или передаст его страховщику. Важно, что проект предусматривает новую санкцию для страховых компаний, которые нарушают обязательства по такому ремонту. Если в течение одного года Банк России выявит два или более нарушения, он сможет ограничить на срок до одного года возможность страховщика возмещать вред в натуре, то есть проводить восстановительный ремонт.

Если проект станет законом, нововведения будут применяться к договорам ОСАГО, заключенным после его вступления в силу.

С. ХЛЫНЦЕВ,

адвокат.

Ответить

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика