Усатый нянь

30 октября, 2015г. Комментировать »

Изображение к странице «Усатый нянь»Не раз, испытывая на себе сложности той или иной профессии, приходишь к выводу: нужно прилагать максимум усилий, чтобы стать мастером своего дела. Я давно мечтал попробовать себя в роли воспитателя детского сада, но, испытывая некоторую боязнь, откладывал в долгий ящик. Наконец, не мудрствуя лукаво, обратился к администрации детского сада №6 «Тополёк», куда ходит моя дочь, с такой необычной просьбой.

Заведующая Ольга Александровна Богатырёва пошла навстречу, поставив передо мной условие – наличие медицинских документов о состоянии здоровья. Благо, совсем недавно проходил профосмотр, так что можно приступать. Честно говоря, мало представляю себе эту работу, да и примеров таких практически нет, разве что Евгений Леонов, сыгравший директора детсада в фильме «Джентльмены удачи», да наш земляк Расуль Сулейманов – воспитатель д/с «Красная Шапочка».

Работать мне предстоит в подготовительной группе. Сад небольшой, но уютный и, главное, тёплый. Воспитатель Ирина Александровна Новичкова, встречая, сразу успокаивает, мол, ничего страшного, всё будет хорошо. Да уж, думаю, человеку, имеющему высшее педагогическое , 18 лет педагогического стажа и огромный опыт работы, легко так говорить! Тем не менее детишки уже пришли, переоделись в спортивную форму. Перед зарядкой последовала разминка. Ирина Александровна знает массу считалок, под которые дети выполняют различные движения, направленные на развитие мелкой моторики, речи, артикуляционные упражнения. Я далёк от спорта и физкультурой занимался лишь в школе, да и то кое-как, но понимаю, что детям это крайне необходимо. Поэтому встаю замыкающим и усердно выполняю упражнения, выдерживая темп и амплитуду. Было интересно вспомнить движения с гимнастической палкой, приседать, делать наклоны, особенно забавным стал бег с высоко поднятыми коленями. Тут я окончательно понял, что от моей формы остался лишь «пшик» и лишний вес – большая проблема. За здоровьем детишек в саду тщательно следит медицинская сестра Татьяна Александровна Петрова. Она их осматривает, при необходимости измеряет температуру, даёт родителям рекомендации и, если ребёнок болен или есть серьёзные подозрения, направляет его в медицинское учреждение. Кроме того, медсестра участвует в разработке ежедневного меню, чтобы дети получали необходимые калории и витамины.

Изображение к странице «Усатый нянь»После зарядки переодеваемся, моем руки и идём завтракать. Смотрю, как кушают: кто-то быстро съедает кашу, а затем размеренно пьет чай, кто-то наоборот, а есть и те, кого нужно буквально заставлять отправить в рот хотя бы ложечку. Поев, каждый громко благодарит младшего воспитателя Ольгу Короткову: «Спасибо, Ольга Николаевна!». Кстати, у неё забот тоже хватает: накрыть столы, убрать и вымыть посуду, благо для этого в каждой группе есть специальные комнаты, где созданы необходимые условия. А ещё, как только дети покидают группу (выходят на прогулку, идут в музыкальный зал), она обязательно кварцует помещения, моет полы, протирает пыль…

Я понял, что сад – это не место отдыха и развлечений, тем более в подготовительной группе. Здесь серьёзно готовят детей к школе, и каждая минута должна быть посвящена этому. После завтрака снова занятия: мне предстоит рассказать воспитанникам о хлебе, а называется наша беседа «От зернышка до стола». Рассказываю о том, как в старину пахали землю, сеятели разбрасывали зерно, жали серпами, связывали снопы, везли на обмолот. Затем говорю о сегодняшнем дне. Спрашиваю, как называют человека, работающего на тракторе. Отвечают: «Тракторист». «А как называют водителя комбайна?» Ответ ошарашивает: «Комбайнист!» Узнаём, кто такие мельники и пекари, словом, беседуем на заданную тему. Привлечь внимание просто, сложнее удержать его: сразу поднимается шум, галдёж. Каждый ребёнок – это характер. Есть откровенные воображули, есть молчуны, есть те, кто обижается по каждому поводу, есть и непоседы, поэтому к каждому нужно найти свой «ключик». Мне это удаётся с трудом. Каждый раз, как только их внимание рассеивается, помогает Ирина Александровна, устраивая физминутки. Ох, и сложная это работа!

Теперь по расписанию физкультурное занятие. Сначала следует разминка, затем – спортивные игры на развитие ловкости, координации, внимания (забегая вперёд, скажу, что на следующее утро болели мышцы). Дети, услышав знакомые мелодии, начинают громко, задорно подпевать. И это вовсе не мешает им делать упражнения. После занятия поднимаемся в группу. Помогаю ребятам застёгивать одежду, Ольга Николаевна предупреждает: «На полках должен быть порядок». Каждой вещи – своё место, и это правильно.

Дальше по плану – изготовление яблока из полосок бумаги. Нужно отдать должное воспитателям – они умеют из ничего сделать практически произведение искусства и научить этому детей. Сначала – инструктаж (кстати, инструктаж проводится по любому поводу: как вести себя в зале, как играть, чтобы не набить шишек, как пользоваться ножницами, чтобы не пораниться, и так далее). Я был в восторге от того, как много умеют малыши! И лишь немного помогал правильно склеивать полоски и вырезать листочки.

Затем по распорядку дня – прогулка, но на улице сильный ветер и похолодало. Поэтому ребятам предоставлена возможность поиграть в группе. Под крики «Ура!» кто-то побежал за игрушками, зато многие, взяв раскраски, бумагу, карандаши и фломастеры, усевшись за столы, принялись рисовать.

Здесь нужно сделать небольшую остановку. Дело в том, что у меня весьма солидный стаж курильщика. Бросить эту пагубную привычку тяжело, поэтому я, улучив момент, отпросился у Ирины Александровны сбегать за угол. И это через три часа после начала смены! Кроме того, это был единственный перекур в течение рабочего времени, поэтому в голову закралась мысль: вот устроюсь на работу воспитателем – курить точно брошу!

Свободное время окончено, пора вновь приниматься за дело. Игрушки убраны, в группе наведён порядок, дети расселись по местам. Мы вместе угадывали загадки, произносили чистоговорки, развивали моторику рук, делали самомассаж, учились давать полный ответ на поставленные вопросы. Время до обеда пролетело незаметно. Отобедав (а кормят в саду очень вкусно и сытно), ребята готовятся ко сну: сами выдвигают кровати, аккуратно складывают одежду. Наступает, пожалуй, самое благословенное время – Её Величество Тишина! Но и здесь педагогам не до отдыха: кто-то не может уснуть, то тут, то там с ребят сползают одеяла. И только через полчаса в группе слышно мерное посапывание. Это время я постарался использовать максимально: устроившись, как Ильич на пеньке у шалаша в Разливе, на маленьком стульчике, делаю наброски, вспоминая увиденное и услышанное.

Вывод из моей «детсадовской командировки» один: я на роль воспитателя никак не гожусь. Дело не в том, что у меня нет специального образования. Пожалуй, главное здесь – личные качества человека, решившего посвятить себя этой трудной профессии. Нужно много уметь и знать, многое понимать, а самое важное – видеть мир таким, как его видят воспитанники, улавливать малейшие изменения в их настроении, уметь быть второй мамой, а когда нужно, и папой – строгим и требовательным. Мы, мужчины, вкладываем в само понятие «воспитание» совсем иной смысл, чем наши вторые половинки, пытаясь вырастить людей мужественных, сильных, способных постоять за себя, хотя нашим детям, возможно, нужна лишь ласка и тёплые слова. Зато теперь я точно знаю, каким нужно быть человеком, чтобы получить это действительно почётное право – воспитывать детей и внуков!

Рафис ЯМАНСАРОВ.

 

Ответить

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика