Ребёнок с моторчиком

23 сентября, 2014г. Комментировать »

Изображение к странице «Ребёнок с моторчиком»В семье рождается ребёнок. Время идёт. Он уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Встав первый раз на ножки, малыш целый день носится, кого-то догоняет, вскакивает, перепрыгивает, бежит куда-то, опережая сам себя. Руки всё время что-то трогают, хватают, ломают, дёргают, бросают. Задаёт много вопросов «почему» и «зачем», но забывает выслушать ответ. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое.

 

Ребёнок импульсивнее своих сверстников, у него быстро меняется настроение: то радость, то капризы – и то, и другое безудержно, неистово. В общественных местах ребёнок сразу привлекает к себе внимание: он пытается всё потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, не слушается родителей, вмешивается во все разговоры, требует к себе постоянного и безграничного внимания.

Родители таких детей, измучавшись, идут к психологам, врачам. И слышат диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Как же отличить просто активного ребёнка от «гиперактивного»?                 И неуправляемого от своенравного?

Гиперактивный ребёнок искренне хотел бы сдержаться, но не может. В его поведении нет злонамеренности. Он собой действительно не владеет. ИМ ВЛАДЕЮТ. Владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, хаос, тревога, страх, агрессия. То есть при всей своей активности внутренне он совершенно пассивен. Куда его понесёт – туда и понесётся. Конечно, каждый ребёнок может войти в раж и на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребёнка это не редкие эпизоды, а привычное состояние. Исследователи тщательно изучают причины такой активности: наследственность, осложнения во время беременности и родов, питание, влияние окружающей среды и ситуации в семье, в ряде случаев причины индивидуальны. Обычно считают диагноз достоверным, когда эти нарушения в поведении наблюдаются не менее полугода, проявляются в различных сферах жизни, например, в семье, детском саду, школе или на отдыхе.

Важным вопросом остаются методы работы с такими детьми, корректные формы воспитания и обучения, так как в данном случае необходим особый подход к ребёнку. Так что же делать дальше? Как быть РЯДОМ И ВМЕСТЕ с таким малышом?

Терпение – залог успеха. Взрослым необходимо оставаться максимально спокойными и нераздражительными, так как такой ребёнок, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения. Опыт показывает, что от подхода школьного учителя к этой проблеме зависит очень многое в его развитии. Для этого не нужно специальной подготовки. Следует просто быть знакомыми с типичными проявлениями СДВГ, не считать их результатом плохого воспитания, лени или злого умысла ребёнка. Часто такие получают много негатива со стороны сверстников и особенно взрослых, что приводит к замкнутости в себе, отчужденности и агрессии. Важно дать непоседе поддержку, веру в себя, научить его выстраивать взаимоотношения с собой и окружающим миром.

Если врач назначает вашему ребёнку курс лечения, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации. Не допускайте перевозбуждения, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми. Не заставляйте его долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте малышу мягкую игрушку. Позвольте ему вставать, ходить, задавать вопросы. Следите за ним: если вопросов становится много и не по теме, значит, ребёнок устал.

Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките. Не читайте длинных нотаций. Дети с СДВГ слышат первые десять слов, а дальше вы разговариваете сами с собой. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту. Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки. Чаще хвалите за то, что получается, акцентируйте внимание даже на самых незначительных успехах. Это помогает укрепить уверенность в собственных силах.

Очень важным является достаточная физическая нагрузка и прогулки. Дайте ребёнку расходовать чрезмерную энергию. Особенно эффективно гулять на природе, чтобы не ограничивать пространство детской площадкой или узкой городской дорожкой.

Одним из наиболее эффективных способов развития и тренировки эмоционально-волевой сферы является игра. Игры могут быть разными, например, с чередованием подвижности и спокойствия: «Замри-отомри», «Берег-речка» и т.д. Они способствуют развитию чувства меры, контроля своих действий, помогают детям контролировать импульсивность, действовать, руководствуясь ситуацией.

Если станет совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок пришёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Кстати, а вы знаете, что многие известные исследователи, путешественники, артисты и владельцы успешных компаний в детстве были гиперактивными детьми?

Непростые дети со сложностями в поведении были всегда, и они будут в будущем. Без помощи, понимания, любви, поддержки и терпения родителей, близких, учителей таким детям не справиться со своим «моторчиком».

Г. МУКМИНОВА, педагог-психолог ЦСПП «Откровение».

Ответить

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика