Достоин памяти

12 декабря, 2013г. Комментировать »

Изображение к странице «Достоин памяти»Александр Самойлович Палатников не только для работников авиазавода, но и для всех горожан – человек-легенда. Почетный гражданин Кумертау, ветеран Великой Отечественной войны, талантливый инженер, создатель и первый руководитель уникального производства – авиационного предприятия в нашем городе, он ушел из жизни шесть лет назад, оставив о себе добрую память в сердцах заводчан и горожан. Не случайно же наше предложение поделиться воспоминаниями о нем накануне 90-летия со дня его рождения нашло отклик в сердцах тех, кому посчастливилось работать с Александром Самойловичем. Предлагаем вашему вниманию публикации.

«Почему я должен отдыхать?!»

Александра Самойловича я знал с 1964 года по совместной работе на Арсеньевском вертолетном заводе, где в то время он был главным инженером, а я секретарем комитета комсомола. Молодой, статный, всегда подтянутый, энергичный, уверенный, он вызывал всеобщее восхищение. К тому же заводчане знали, что он боевой офицер, участник Великой Отечественной войны, ушедший на фронт в первые дни войны, будучи семнадцатилетним курсантом. Покоряли и его порядочность, справедливость, внимательное, уважительное отношение к людям, независимо от их должности, умение найти подход к любому человеку.

Как-то вызывает меня Александр Самойлович к себе и сообщает: «У меня состоялось заседание совета молодых специалистов по вопросу освоения производства самолета Ан-14. В этом деле нужна помощь комитета комсомола. Давай, Олег, обсудим, как ее организовать». Решили создать производственные посты, которые бы контролировали движение всех деталей, начиная с механических цехов до поступления в цех окончательной сборки. Весь этот процесс возглавил сам главный инженер. Мы регулярно собирались в его кабинете, обсуждали возникавшие вопросы и проблемы, которые решались оперативно, профессионально и технически грамотно. В итоге самолет был освоен в намеченный срок и успешно прошел все наземные и летные испытания. Нам же, молодым рабочим и инженерам, было приятно работать с таким умным, целеустремленным и компетентным руководителем.

В 1972 году по приглашению директора Кумертауского  ремонтного завода Палатникова мы с супругой, тоже авиаспециалистом, приехали в Кумертау. Здесь начиналось освоение сложной беспилотной техники. В то время выполнение государственного плана, тем более по военной тематике, было законом, поэтому приходилось работать по 12-14 часов, зачастую без выходных.

В 1975 году я был назначен начальником цеха окончательной сборки. Вспоминается такой эпизод. Заказчику продукция предъявлялась в любое время суток. Глубокой ночью он приступил к осмотру изделия. Тут в цех приходит Александр Самойлович. У нас с ним произошел такой разговор:

– Ну, когда сдаешь последнее плановое изделие?

– Не раньше трех часов утра.

– Хорошо, сразу позвонишь мне.

– Вы в это время будете спать.

– Ты же будешь работать, почему я должен спокойно отдыхать?!

Сдали изделие, звоню Палатникову. В ответ слышу: «Молодцы! Я буду у вас ровно в восемь». Вот таким ответственным руководителем был Александр Самойлович. Что касается выпуска вертолетов семейства «500», то часто ему приходилось принимать волевые решения, особенно по вопросам, выставленным представителями заказчика.

Вспоминаются  эпизоды, связанные с организацией производства и выпуском десантной техники в Гурьевском филиале. Работы там шли по графику, но десантники требовали досрочной поставки изделий в  войска. Само производство было сложным и очень ответственным, ведь, помимо установки на платформу техники, нужно было, чтобы на ней был и человек. Александр Самойлович сам выезжал в Гурьев, организовывал работу и помогал решать не только технические вопросы, но и наладил на головном предприятии бесперебойное изготовление узлов и агрегатов для филиала.

Его незаурядные способности в сфере авиастроения проявились в освоении и в дальнейшем серийном выпуске вертолетов Ка-27, Ка-28, Ка-29, Ка-32. Создание многотысячного коллектива рабочих и инженеров, которые сейчас трудятся над выпуском новых видов вертолетов, – это тоже заслуга Александра Самойловича. Под его непосредственным руководством было организовано и серийное изготовление сложнейших лопастей  для всех видов вертолетов, выпущенных на . Под это производство нужно было построить корпус, завести и освоить технический процесс изготовления одного из сложных элементов деталей из композиционных материалов.  Вот таким сложным механизмом производства руководил Палатников.

Когда Александра Самойловича не  стало, я в составе делегации от нашего предприятия провожал его в последний путь. Скорбь наша была велика. И по сей день  все, кто знал этого уникального, чуткого, душевного человека, отдававшего всего себя любимому делу, вспоминают его с благодарностью. Недаром на территории завода установлен его бюст, и в Дни открытых дверей, в Дни Воздушного флота, в дни его рождения заводчане и жители города приносят сюда цветы.

О. ШЕВЧУК, председатель совета ветеранов ОАО «КумАПП».

«А это что за развалюха!»

Познать глубже человеческие качества Александра Самойловича Палатникова, многогранность его характера помог мне случай, о котором хочется рассказать.

1980 год. Жаркий летний день клонился к закату. Поздно вечером вплотную к крыльцу здания отдела внутренних дел подъехал автомобиль и заглох. Дежурные милиции вышли к машине и увидели спящего водителя. Им оказался начальник одного из цехов КумАПО в сильном опьянении. Безусловно,  он был помещен в медвытрезвитель.

Рано утром в отдел приехал Палатников и, так как начальника милиции Ягофарова не было на месте, он зашел ко мне, заместителю начальника отдела по оперативной работе.  Александр Самойлович заговорил со мной сразу на повышенных тонах: «Почему держите в вытрезвителе лучшего специалиста завода, руководителя цеха?!» Я попросил  его разговаривать спокойнее и объяснил, что мы ради недопущения несчастного случая не могли отпустить человека в ночь. Александр Самойлович продолжал обвинять нас в том, что мы срываем производственный план завода, и даже пригрозил позвонить министру внутренних дел республики Рыленко. На что я ответил: «У вас есть такая возможность, но это будет необъективно и несправедливо». Александр Самойлович проницательно посмотрел на меня, снизил тон разговора и говорит: «Ну, вы можете отпустить его сейчас?»  Я ответил: «Забирайте и везите начальника прямо на производство».

Из здания отдела мы вышли вместе. Александр Самойлович обратил внимание на строение в восточной части двора и спросил: «А это что за развалюха?». Я ответил, что это наш медвытрезвитель. «Присылай ко мне начальника медвытрезвителя», – были слова Палатникова.

Я пригласил к себе Дмитрия Николаевича Пыресева, рассказал о случившемся и предложил срочно поехать к директору завода с информацией об объеме работ по ремонту медвытрезвителя. На следующий день бригада строителей завода со всем необходимым строительным материалом уже проводила ремонт помещения.

И.ДЕМИН.

3 комментария

  1. Другой Вася:
    Достойный был человек.
  2. Петр:
    Резок был, но справедлив. Уважаю.
  3. Слава:
    Я начал работать на заводе, когда Палатников уже не работал, но много слышал хорошего о нём от других. Все его уважали. Говорили разное: что он знал по имени каждого работника завода, что бывало швырял телефонный аппарат на совещаниях в провинившихся начальников, жил заводом и болел душой за него. Сейчас бы такого сюда. Завод загнется скоро видимо, чуть ли не половину работников сократить хотят.

Ответить

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика