На старте в бизнес – молодежь

13 августа, 2013г. Комментировать »

Изображение к странице «На старте в бизнес – молодежь»Разговор о месте молодежи в бизнесе с руководителем местного отделения ассоциации молодежного предпринимательства Ильшатом Хайруллиным

Лет пять назад в прессе писали о молодом бизнесмене, девятилетнем мальчике из Канады (возраст, естественно, на момент публикации статьи в СМИ, сейчас ему должно быть четырнадцать лет). По сути, обычный подросток, который, как и все дети, ходит в школу, играет в футбол. Но, в отличие от них, он уже почти миллионер. Хотя сейчас, спустя время, возможно, его капитал уже значительно больше миллиона долларов. Свое состояние Райан Росс, а именно так зовут юного  миллионера, сколотил на инвестициях в недвижимость. Свой первый бизнес он начал в три года, продавая куриные яйца, которые несли ежедневно 60 кур. Причем реализацией продукции малыш занимался самостоятельно, выбирая людные места, к примеру, церкви или фермерские ярмарки. Позже, как будто начитавшись бизнес-литературы, Райан начал делегировать полномочия, нанимая ребят постарше себя, для того чтобы они подстригали газоны. Таким образом, он начал второй бизнес…

О том, какие возможности у молодых бизнесменов и как их можно реализовать в нашей стране, наш разговор с Ильшатом Хайруллиным, молодым предпринимателем, в 18 лет открывшим собственное дело и на данный момент владеющим фирмами, работающими в разных областях бизнеса.

– Ильшат, во сколько лет лучше всего открывать собственное дело? Сможет ли молодой человек или девушка добиться успеха в бизнесе, если они занялись им в 14 -18 лет?

Возраст – не главное в бизнесе. Его можно начать в любом возрасте, и если человек соображает, имеет так называемую предпринимательскую жилку, то он добьется успеха и в 14, и в 60 лет.

– Но ведь если  парень или девушка, даже с предпринимательскими амбициями, не из состоятельной семьи или не имеет богатого дядюшки, который без особых проблем даст сумму, необходимую для старта, то и думать нечего о собственном деле.

— Согласен,  абсолютно не имея средств, открыть свое дело нереально. Поэтому молодежь одалживает их у родственников, друзей. Но, на мой взгляд, изначальное понимание внутренней кухни области, в которой будешь вести бизнес, куда важнее денег. Как говорят американцы, нужно уметь видеть все с вертолета и в то же время изнутри, в деталях. Это гораздо лучше, чем иметь много денег и не знать, куда их вложить. Поэтому специально для тех молодых людей, у кого нет знакомых меценатов, а есть серьезная, продуманная идея, на помощь приходит государство, выделяя средства на становление бизнеса. Кстати, сегодня  в нашем городском округе порядка 50 молодых предпринимателей, которые вполне успешно ведут свои дела, и далеко не у всех у них богатые родители.

Перспектива «работать на себя» не всех приводит к открытию собственного дела. Расскажите о том, с чего начался ваш бизнес. Какие были предпосылки для его начала?

– Мысли о собственном бизнесе появлялись еще в школе, но желание открыть бизнес и решение открыть – вещи разные. В 18 лет у меня была возможность оценить плюсы и минусы собственного дела на примере бизнеса отца и брата. Но только уже полностью осознанное желание, с пониманием того, что такое собственный бизнес, привело к открытию своего дела. Будучи студентом  второго курса авиационного университета, я зарегистрировал автосервис, ремонтировал двигатели, то есть  начал с того, что действительно неплохо знал. Позже открыл бар, потом стал соучредителем уфимской фирмы из сферы мусорного бизнеса, продав свою часть,  открыл две доставки пиццы в Мелеузе и Кумертау. Недавно выкупил фирму, обслуживающую домофоны. Разумеется, открывая то или иное дело,  приходилось брать кредиты.

Компании с инновационной идеей или продуктом, единственные на своем рынке, – большая редкость. В остальных случаях конкуренция может быть серьезной проблемой для новичков рынка. Как начинающему бизнесу выжить и привлечь к себе клиентов?

– Действительно, многое уже давно предложено на рынке, ноу-хау маловато. Но смысл в том, что бизнес на старом поле можно делать лучше, чем делают конкуренты. Какую область бизнеса в нашей стране ни возьми, практически в каждой многое делается недостаточно хорошо. Большинство предпринимателей не придают значения ни рекламе, ни маркетингу, да и просто не считают важными такие элементарные вещи, как надежность, ответственность, лояльность, гибкость. Они все делают по уже накатанной схеме, а ведь их же бизнес можно заметно улучшить и развить, если начать следовать современным тенденциям. Поэтому сейчас маленькая фирма может пробиться за счет своего менеджмента, за счет своего отношения к клиентам и к мелочам. А дальше начинают действовать законы бизнеса: нужна конкурентная цена, качественный товар, большой ассортимент, нужно быстро и четко реагировать на пожелания клиентов, быть мобильными.

Отдельно скажу о рекламе в печатных изданиях. Не стоит пренебрегать ею. Практиками рекламы доказано, что газеты имеют вторичный круг читателей, то есть каждая газета перечитывается по несколько раз, что увеличивает заинтересованных лиц в ваших товарах и услугах. Что касается конкуренции – это хорошо, она толкает нас на достижение большего. Чем больше будет молодежи в бизнесе, тем больше будет конкуренция, ниже цены и выше качество продукции.

О том, что поддержка малого бизнеса в России это миф, часто и пишут, и говорят, а значит, рассчитывать можно только на свои силы. Как было в вашем случае?

– Двойное повышение страховых выплат – яркое доказательство тому, что вы сказали. Поддержка малого бизнеса – это популизм. Только десятая часть вновь открываемых дел получает поддержку от государства. Конечно, когда есть первоначальный капитал, намного легче. При отсутствии стартовых денег приходится компенсировать огромным энтузиазмом и большим количеством времени, потраченным на работу. Мой бизнес так и начинался: минимум денег и огромное желание добиться результата. Это уже позже, когда я расширялся, брал потребительские кредиты.

– Однако, как показывает практика, если молодому предпринимателю дать только деньги и больше ничего, то в 90 процентах случаев его бизнес потерпит неудачу. Что может спасти бизнес начинающего?

– Во-первых, необходимы налоговые преференции и снижение административного давления. Во всех более или менее развитых странах первые три года  начинающие предприниматели освобождены от уплаты налогов. Ну и, помимо экономической поддержки, нужны еще наставники для индивидуальной работы над бизнесом. Здесь имею в виду, когда старший товарищ поддерживает младшего на первых порах, общаясь с ним при личных встречах, по телефону.

Как выбрать область бизнеса для своего дела?

– Здесь есть два пути. Первый, когда ты, решив начать свое дело, сел думать «а что бы такое открыть», – не лучший вариант. Идея должна вызреть, пройти определенные стадии понимания. И понять это можно, работая только в конкретной области. В моем случае родственники работали в собственной автомастерской, отсюда и появилась идея, тем более была ниша и востребованность бизнеса. И этих вводных данных, их знаний оказалось достаточно для того, чтобы понять, что нужно делать.

– Закончить беседу, наверно, стоит какими-нибудь мотивирующими словами, чтобы молодежь не боялась начать свой бизнес.

– Не стану приводить кучу доводов в пользу открытия собственного дела, а лишь повторю ныне популярную цитату: «Те, кто оказался на вершине, не с неба туда упали».

Записала Лилия АБЗАЛИЛОВА.

Ответить

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика