Гражданин дебил, или «Все дело в фишке»?

1 августа, 2013г. Комментировать »

Изображение к странице «Гражданин дебил, или «Все дело в фишке»?»Неужели за будущее России наконец-то можно быть спокойным? И как это раньше депутаты, культурологи, педагоги, сексопатологи и прочие столько времени ломали голову в своих прогнозах и проектах, ругались в спорах до хрипоты и кулаков в прямых и кривых эфирах и никак не могли уяснить: ларчик-то открывается, по дедушке Крылову, совсем просто! А ведь говорят, что даже отдельный Закон, «О защите детей от вредной информации», в долгих муках, почти  десять лет, депутаты вынашивали и выпускали на свет. А проблема-то  всего-навсего – в чём? В фишке!

Достаточно стало раскрыть любую программу телевидения, чтобы в пестроте каналов и передач заметить появившиеся цифирки со знаком плюс. Когда 12, когда 6 и 10, но всё чаще 16. Зрители, большие и малые, читают и, наверное, моментально (особенно те, по поводу безопасности и благополучия которых и приключилась вся эта затея) проникаются ответственностью за собственное психическое и физическое здоровье и правильное развитие. И как-то легко отринута напрочь давняя истина, что запретный плод вообще-то сладок, тем более когда – вот он, как груша, совсем рядом: сорви с ветки его и ешь, а именно – включи телевизор днём, если папы с мамой нет дома, и смотри. Такое ощущение, что исполнители безусловно нужного, уже перезревшего по актуальности Закона срабатывают в его реализации с точностью до наоборот: набираемые в типографиях, как правило, красным цветом возрастные ограничения выглядят вовсе не как предупреждающие регуляторы, а однозначно как неприкрытые и циничные приманки. Но хотели-то как лучше…

Теперь, на деле, выходит: не надо беспокоиться по поводу того, что такая-то программа или такой-то фильм – нежелательные, а когда и вредные для ребёнка – появись они хоть на «Первом», хоть на 101-м, хоть на канале «Ю». Делегируй публикаторам телепрограмм цифру с плюсом, и будет она, как севрюжина с хреном всем этим блюстителям нравственности – чтобы они окончательно заткнулись.

И что мы уже видим? На Первом и «России-1» – в среднем за день чуть ли не с треть соответствующих пометок, на других и вовсе – по поговорке  «чем дальше в лес»... Так, канал ТНТ практически весь испещрён красными флажками, и не простыми, а «16+».  Разумеется, тут и «Дом-2», который, несмотря на все бодания в судах, снова стоит несокрушимо в дневной сетке (смотри – не хочу!), и пресловутые «Комеди клабы», коих, по здравой логике, можно было задвинуть подальше в ночь. СТС, «Звезда», «Перец», даже пресловутый «Домашний» (не говоря уже об НТВ) по накатанной дорожке, особенно в анонсных нарезках, продолжают крошить мозги телезрителя безостановочной зубодробиловкой, на фоне которых уже пенсионеры Сталлоне и Шварценеггеры отдыхают, а где всё больше показательных ударов исподтишка, больше луж крови и чуть ли не открытого панорамируемого садизма. Ну а что же новый Закон, на который столько было надежд – с одной стороны, и косых взглядов, что он-де реанимирует цензуру, – с другой?

А ничего.

Всё, как шло, как и прежде, так и едет дальше. Причём с утроенной энергией. Телевизионщики (точнее, не все, а тот их контингент, который содержательнее было бы назвать воротилами телебизнеса) мгновенно смекнули, как же на самом деле этот Закон хорош (для них). Потому что вся сила-то, как в недосягаемом кащеевском яйце, – в пресловутой фишке! И это только в сказках его скорлупу цыплёнок раскалывает. А тут – нацепил фишку на свой суперрейтинговый продукт, и дыши полной грудью, никакие Роскомнадзоры вкупе с союзами православных граждан тебе нипочём. При этом остаётся за семью печатями, кто и по какому принципу «клеймит» фильм или передачу. Пока что характер клеймения под стать кафкианскому – замок из Останкинской башни потаинственней того, что мерещился сто лет назад автору «Процесса» и «Превращения». По какому-то сюрреалистическому наваждению неоднократно маркировались «Два капитана» (по В.Каверину), «Война и мир» (С. Бондарчука – кстати, по тому роману Толстого, что пока ещё присутствует в школьной программе!), «Офицеры» (какой 23 февраля без этой ленты). Страшно вымолвить, но всё это отштамповано меткой 16+! Но и это не всё – последнюю новогоднюю программу составляли то ли детоненавистники, то ли принявшие заранее большую дозу под ёлкой – отмаркированы классические детские «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Петрова и Васечкина» 12+).  Даже смешные и безобидные для любого возраста «Каникулы в Простоквашино» красуются в программе с ярлычком 6+.

Что же получается? Вся борьба за принятие данного Закона (в том виде, в каком он вышел на публичную поверхность и начал действовать) явила собой даже не столько издевательскую профанацию, когда в смысловых приоритетах и запретах всё оказалось перевёрнутым с ног на голову. Мы получили многоуровневый уход от целого клубка проблем, увод от них интеллектуальных и законотворческих ресурсов. В итоге – кто развращал (причём не только детей, а, например, и вполне взрослых, но не очень образованных избирателей программами, типа «Анатомия протеста»), кто наваривал сумасшедшие доходы на общенациональном достоянии, чем являются федеральные эфирные частоты, тот опять в несомненном выигрыше. В прежнем, ещё более густом шоколаде.

Тема маркировки телепродукции предстала классической подменой понятий, когда всех нас в очередной раз – причём под очень благим предлогом – увели от необходимости признания обратной связи. На главных каналах за кадром безмолвно прочитывается мартиролог.

В покойниках не только «физические лица» – ведущие. Уничтожены целые программы. Целые жанры. Если угодно, целая цивилизация с традициями, неписаными правилами угроблена – безжалостно выжжена калёным железом тупой коммерциализации. Поколение нынешних начальников и бизнесменов славно росло не только на футболе, но и на передаче «В гостях у сказки» – маленькие зрители смотрели старые и новые фильмы и переносили свои впечатления на бумагу и картон, присылали рисунки и поделки в студию. Заодно узнавали и о режиссёрах с актёрами и без всяких нотаций приучались к тексту, к книге, на основе которых и были сняты в разное время «Золушки» и «Королевства кривых зеркал». Но совсем скоро после того, как умерла строгая «тётя Валя» – В.М. Леонтьева, какой-то умник с телевидения постановил: нечего детей воспитывать и просвещать, они и так здоровенные вырастут. И потому сегодня малыши смотрят не поучительные сказки, а вместе со взрослыми за компанию – на «сверхэмоционального» дядю Малахова, которому директировано устраивать ежедневные, в самое лучшее время, плебейские, ещё ниже, до уровня быдла, опускающие народ вакханалии то с перерезанной матерью собственным сыном, то с изнасилованными подростками, то с ещё чем-либо подобным. И люди со своими детьми, наши с вами соотечественники, смотрят всё это по принципу «жру, чего дают» и обеспечивают Малахова рейтингами, наперекор всем разговорам о всенародном движении в сторону Интернета.

Примеры тематического убийства – с того же Первого исчезло качественное кино. Вы можете смотреть сериалы, но не кино, – причём склеенные по самым последним, хай-тековским рецептам, но они «Бронепоезду Потемкину», снятому при динозаврах, в подмётки не годятся. И это – несмотря на то, что в 2011 году в Совет директоров канала вошёл никто иной, как Н.С. Михалков. Нет на массовых каналах информационно-познавательных передач (таких, как, например, «Кинопанорама»), авторы которых рассказывали бы о новинках кинорынка и при том регулярно обращались бы к наследию кинематографа. И не из-за того, что один из лучших её былых ведущих Эльдар Рязанов состарился.

Результаты такой политики проявляются на глазах: школьники и уже подросшие за эти годы студенты (даже гуманитарии!) не знают ни «Чапаева», ни «Летят журавли», ни тем более «Восьми с половиной». Им просто непонятен юмор в анекдотах про Василия Ивановича – вот вам невыдуманный удар по архетипам, по преемственности поколений. Смоктуновского  смогут спутать с Ходорковским или Склифосовским.

С телевидения исчезла литература. Давно и, кажется, безвозвратно. Нечастая, но всё же посетительница телестудий Татьяна Устинова как-то посетовала-пожелала, чтобы кто-нибудь смелый и креативный придумал на Первом ненавязчивую передачу о новых книгах и писателях. И мы уж соглашаемся: пусть уж, на худой конец, передача будет о Татьяниных «братьях по разуму», производителях  детективов в мягких обложках. Пусть  появится что-то, вроде недавнего «Призрака оперы», оправдавшего в быстроте появления и исчезновения из эфира своё название. Кто-нибудь из продюсеров услышал Устинову?.. Исчез с телеэкрана театр (сравните с советскими временами, что было и как сейчас) – драматический, музыкальный, кукольный, детский, пластический, какой угодно. Исключение здесь единственное – театр Евгения Петросяна «Кривое зеркало», но это – «штучный» материал для анализа в лаборатории телеобозревателя (желательно с выдачей ему респиратора). Можно смеяться, но – уму непостижимо – исчез, превратившись в неформат, даже цирк.

Детское вещание – сбылась мечта Карабаса: кто ростом мал, тот забейся в угол чулана и хвост не смей поднимать; оно загнано максимально дальше не то чтобы от прайм-тайма, а вообще за рамки каналов-«федералов». Упомянутый Закон заставил было на короткое время лицемерно поволноваться некоторых деятелей культуры, – о ужас, эти бездушные чиновники начнут запрещать или купировать наши любимые «Ну, погоди!» или «Чебурашку», где можно усмотреть, если натужиться, пропаганду курения или слишком подозрительные отношения взрослого крокодила с малюткой из ящика с апельсинами.

Господа забеспокоились по поводу состояния волос на отрубленной голове. Вы и ваши дети давно на общедоступных частотах в нормальное, человеческое время имели возможность смеяться над Волком и Зайцем? Да хоть над тем же Карлсоном или Иванушкой-дурачком? Или чем заканчивается «Маугли» – помните? Или давно вы прослеживали метаморфозу Электроника, мальчика из чемодана? Проведите мини-соцопрос среди сегодняшних подростков, – они вообще в курсе, о чём идёт речь?

К детскому (и юношескому) сегменту всегда традиционно относились и научно-популярные проекты, но даже и на горизонте не просматривается Юрий Сенкевич (не потому что он умер), – равно как и Сергей Капица со Львом Николаевым, – ни в старых, ни в свежих, ни в серьёзных, ни в прикольных форматах. Ни в каких!

…Всё, что не относится к трэшу, к грубятине и развлекалову, – всё проклято и убито на ТВ. Или же хитроумно рассовано по чуланам – по тем самым эфирным нишам и норкам, в которые по инерции ещё советского массового зрителя никто не заглядывает, но не потому что каналы («Культура», бывший «Бибигон») плохи, а потому что, во-первых, их пока далеко не повсеместно возможно технически принять, а во-вторых, – по причине  «галочного», отчётного смысла их существования, чтобы телевизионный картель глубокомысленно всякий раз хмурил брови перед Президентом на очередном совещании по вопросам культуры и оправдывался: вот, пожалуйста, у нас на таких-то частотах – для интеллигенции «Культура», а для деток – «Бибигон», переименованный, по иронии российской  избирательной судьбы, в  «Карусель» (!).

Что взамен у телефедералов?

«Давай поженимся»,  кухня,  еда, мода, ток-шоу, – в основном направления «КУЧА МАЛАхова», – гипертрофированное  до значимости съездовских трансляций в былое время. И – игры на деньги в субботнем эфире, запрещённые, как известно, законом  в доступных общественных местах и выведенные в специальные зоны. Одной из таких зон, судя по всему, и стало центральное ТВ с рейтинговыми ведущими Галкиным и Дибровым.

Разбалансированность телевизионной программной политики по содержательному признаку – чудовищная. И это состояние не меняется уже годами, если не десятилетиями.  А вот, к примеру, стихи Пастернака, или проза братьев Стругацких, или музыка Чайковского, или фильмы Феллини – лучшая профилактика произволу и коррупции,  составные демократии и либерализма куда более органичные и структуроообразующие, нежели самые креативные агитки и слоганы. И неужели неясно, что уже почти открытая ставка на дебилизм в лучшие эфирные часы, на прайм-дрянь, на озверевших футбольных фанатов, на садистски-лживое телевидение – это никакая не случайность, а закономерность в сегодняшней России?

Тем временем упомянутый мартиролог полнится новичками. И не столь уж и важно – чего больше в скорбном списке, культуры или политики. Вслед за многострадальной «Справедливостью» (сначала на РЕН, потом на Первом) единоросса-либерала Андрея Макарова последовали в никуда острые, по-настоящему дискуссионные  «НТВшники». Макаровская программа, правда, вернулась на «Первый», но в такие поздние часы, будто это порнография, да и надолго ли?.. Подоспела очередь уже и целого канала. «Совершенно секретно» закрыт, как всегда у нас, по уважительным, финансовым причинам. Ну а поскольку вакуума на земле практически не бывает, то заполнить его применительно к  сетке вещания проще пареной репы, если иметь в виду, в чьих руках она, эта сетка, находится. Был виртуально застрелен «Гражданин поэт» Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова, и почти синхронно с этим испарился, как предвыборный фантом, «Гражданин Гордон».Не беда! Будет вам адекватная запросам времени замена – см. заголовок статьи.

Алексей ГОЛЯКОВ, журнал «Журналист», №7 2013г.

Ответить

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика