Только ли родители участвуют в формировании «хулиганов»?

5 февраля, 2013г. Комментировать »

Изображение к странице «Только ли родители участвуют в формировании «хулиганов»?»Очень часто мы слышим фразу «всё из семьи», но всегда ли это так? К примеру, дошкольник, посещающий детский сад, проводит десять часов своего активного времени в окружении сверстников и педагогов, и только четыре часа с родителями в рабочие дни, поэтому хотелось бы определить ту особую роль педагога, участвующего в формировании основ личности будущего гражданина.

Не берусь оспаривать тот факт, что родители – цен­тральные фигуры педагоги­ки, их воспитательное воз­действие несравнимо ни с какими другими института­ми социализации, но как по­казывает жизнь, именно эти другие социализирующие воздействия могут внести не­поправимые коррективы в траекторию личностного раз­вития.

Все разные: одни шу­стрые, другие спокойные. По­нятно, что спокойным быть «хорошими» легче, особенно, когда сами педагоги по сути своей люди «флегматичные». Но не будем переходить на личностное, а заглянем за за­навес педагогических усло­вий. С одной стороны, задача педагога развивать в детях креативность, активность, а с другой стороны, обеспе­чить дисциплину. Вот здесь и начинается определённое противоречие. Дошкольник – активный, живой ребёнок, познающий жизнь во всем его многообразии, начина­ет получать массу замечаний, его любопытство и излишняя активность должны «вталки­ваться» в границы должно­го, с точки зрения педагога, поведения, и не всегда этот процесс может пройти бес­следно.

Например, ребёнок шу­стрый, весёлый, быстрый – сначала делает, а затем уже думает. В идеале задача пе­дагога научить его сдержи­вать себя (в сотрудничестве с семьёй). Но в реальности методом урезонивания та­кого ребёнка являются за­мечания и порицания. В итоге ребёнок настолько привыкает к ним, что уже перестаёт замечать, и посте­пенно за ним прикрепляется ярлык «нарушитель», изба­виться от которого сложно, тем более маленькому ре­бёнку. Сформированные в детском садике модели по­ведения в какой-то степени будут сдерживаться семьёй до подросткового возрас­та, но в подростковый пери­од «бури и натиска» они по­теряют своё сдерживающее значение, и тогда?

Дошкольник в силу специ­фики возраста не может быть то раскрепощённым, творче­ским, то сдерживающим себя, такого состояния психики и взрослые-то не все достига­ют. Но ведь обществу нуж­ны люди инициативные, ко­торые могут отстаивать свою точку зрения. Поэтому я ду­маю, что не ошибусь, если предположу, что задача пе­дагога – организовывать вос­питательный процесс таким образом, чтобы развивать ребёнка, учитывая его при­родные данные, а не ставить основной акцент на безро­потном послушании, непо­нятных ему претензиях, ведь, как показывают достижения психологии, ребёнок усваи­вает только осознанные тре­бования.

От родителей, обращав­шихся по проблемам их де­тей, я постоянно выслушиваю недовольные высказыва­ния: что же теперь, и замеча­ний не делать? Можно, толь­ко, чтобы они были понятны ребёнку, обоснованы и име­ли предметный характер. Но ведь чаще всего бывает, что ребёнок рассказывает, что кого-то поругали, а спраши­ваешь: «За что?» – «Не знаю». А ведь не знаю, за что нака­зали, воспринимается посте­пенно детьми, как – да, он плохой. А с плохого какой спрос?

Уважаемые родители, спрашивайте у своих детей, как они себя чувствуют, ког­да находятся вне дома, какие у них возникают ощущения от присутствия рядом с ними того или иного человека, имейте своё мнение по пово­ду развития ваших детей.

Л. СОЛОМКО, психолог МАУ «Ресурсно-информационного кадрового центра».

 

Ответить

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика